Социальное партнерство

Концептуальные основы проектирования системы социального партнёрства

В концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года в качестве основного фактора обновления профессионального образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития. Необходимо обеспечить опережающее развитие начального и среднего профессионального образования, поскольку на современном этапе возрастает потребность в высококвалифицированных работниках начального и среднего звеньев производства. Наряду с потребностями цивилизованного общества, рынок является механизмом стимулирования потребностей в образовании. Неизбежная конкуренция среди товаропроизводителей постепенно приводит к росту спроса на квалифицированный труд и формированию соответствующих профессиональных стандартов. Это в свою очередь, ставит человека перед необходимостью постоянного обучения, стимулирует интерес к знаниям. «Вместо образования на всю жизнь» новые условия развивающего производства требуют «образования через всю жизнь». Обоснование данной концепции связано с динамичным характером развития, постоянной структурной перестройкой экономики и сменой технологий, которые соответственно изменяют содержание труда. Адекватно этому возникает потребность работника в образовании в течение всей его деловой карьеры.

В сложившихся условиях одним из приоритетных направлений развития среднего профессионального образования является формирование устойчивой взаимосвязи образования с производством, направленной на значительное приближение подготовки специалистов к требованиям отраслей экономики и конкретных работодателей, обеспечение связи обучения студентов с предприятиями, на которых им предстоит работать.

Современный прогресс в промышленности требует, в свою очередь, специалистов, обладающих хорошим знанием не только своей специальности, но и смежных с ней, свободно использующих в работе компьютерную технику, информационные технологии при создании технической документации и работе с нею, знающих иностранные языки, работников, которые могут приступить к производственной деятельности самостоятельно с первых дней работы на промышленном предприятии.

Это может быть реализовано в рамках партнерского сотрудничества между системой образования и сферой труда. Взаимодействие системы профессионального образования и производства является составной частью социального партнёрства как вида общественных отношений в социально-трудовой сфере, строящихся на согласовании интересов всех участников этого процесса.

Социальное партнерство – взаимодействие колледжа с субъектами экономической жизни в сфере труда для повышения эффективности профессионального образования и компетентности рабочей силы.

Именно эта совместная работа с работодателями позволит существенно модернизировать учебный процесс, сформулировать и довести до студента компетенции, профессиональные умения и требования работодателей к специалистам.

Социальное партнерство – это гибкая и открытая система. Взаимодействие колледжа и социальных партнеров будет устойчивым и долговременным лишь при условии, что каждый осознает и удовлетворяет свой интерес на всех этапах образовательного процесса.

Конечный результат взаимосвязей производства и колледжа зависит в основном от таких факторов, как системный характер процесса осуществления взаимосвязей и эффективный механизм взаимодействия. Системный подход к осуществлению взаимосвязей колледжа и производства прежде всего предполагает, что производственные предприятия (в частности, Самарский металлургический завод) следует рассматривать в качестве педагогической подсистемы целостного процесса подготовки специалистов среднего звена.    

Производство, с одной стороны, формирует заказ на специалиста с определёнными качествами и видами деятельности, которые отражены в квалификационной характеристике будущего специалиста, с другой - создаёт необходимые условия для качественной производственно- технологической подготовки и творческой деятельности студентов. Таким образом, производство принимает непосредственное участие в процессе формирования специалиста с заданными качествами (рис.1 ).

Социальное партнерство

Рисунок 1– Модель специалиста - выпускника    


Основу концепции проектирования системы социального партнёрства учреждений профессионального образования с промышленными предприятиями должны составлять следующие положения:

- системный подход;
- согласование между структурными и функциональными компонентами взаимосвязываемых педагогических систем (учреждения профессионального образования и предприятия);
- целевая подготовка специалистов на конкретное рабочее место;
- принцип преемственности как системообразующий фактор интегрированной системы;
- связь принципа преемственности с другими специфическими для профессионального образования принципами;
- ориентация системы на становление и творческое саморазвитие личности обучаемого как активного субъекта учебной и предстоящей профессиональной деятельности.    

Устойчивому развитию социального партнёрства в системе профессионального образования препятствует ряд факторов, в том числе:

- нестабильность работы ряда предприятий, что затрудняет формирование перспективного заказа на подготовку рабочих кадров;
- неготовность части руководителей к работе в новых экономических условиях;
- призыв юношей после окончания учёбы на службу в армию, не позволяющую им адаптироваться на предприятиях, что снижает процент их закрепляемости на производстве;
- ограничение возможностей учреждения профобразования гибко и мобильно корректировать образовательные программы с учётом требований работодателей к квалификации выпускников;
- несовершенство законодательной базы, значительно снижающее мотивацию руководителей на сотрудничество с учреждением профобразования;
- завышенные требования работодателей к принимаемым на работу (желание иметь в первую очередь специалистов высокой квалификации);
- неотработанность до конца механизма договорных отношений между всеми субъектами системы СПО.    


Таким образом, разработка научных основ развития взаимосвязей колледжа и предприятий, в частности Самарского металлургического завода сегодня приобретает особую актуальность.    

Время, когда молодого специалиста доучивали тому, чему не научили в учебном заведении, ушло. Новому работодателю нет резона тратить свои средства на дополнительное обучение и переподготовку.    

Важным условием эффективной подготовки специалистов является взаимодействие среднего и начального профессионального образования.

Именно эти две ветви НПО- СПО, особенно если они замыкаются на одну и ту же производственную базу, будут основой для создания системы многоуровневой подготовки практико - ориентированных специалистов для работы непосредственно в цехах.

Опыт Нижнетагильского государственного профессионального колледжа по организации системы социального партнёрства с целью подготовки конкурентоспособных специалистов со средним профессиональным образованием показывает, что в процессе создания современной модели социального партнёрства можно выделить 3 этапа: подготовительный, организационный, функциональный.

1 этап - подготовительный. Для прохождения этого этапа полезно создать маркетинговую группу, которая на основании проведённых исследований сделает прогноз о возможности социального партнёрства, выявит взаимосвязь интересов: колледжа и металлургического завода в повышении качества профессионального образования будущих работников и в повышении квалификации уже работающих. Оценку квалификационных требований работодателей, степени соответствия знаний и умений выпускников потребностям предприятия учебное заведение может производить используя простейшие социологические приёмы и методы (анкетирование, интервьюирование).

2 этап - организационный. На этом этапе необходимо теоретически разработать модель социального партнёрства, создать условия для её функционирования, определить круг социальных партнёров, заключить необходимые договоры о сотрудничестве. Эти договоры регулируют отношения социальных партнёров, совместную разработку учебно- методической документации, стажировку педагогических работников, прохождение практики студентами, трудоустройство выпускников и т.п. Одна из трудностей второго этапа – это неумение учитывать взаимные интересы из- за отсутствия коммуникативных навыков.

3 этап- функциональный – это этап устойчивого взаимодействия, в ходе которого определяются задачи и функции социальных партнёров. Для этого намечаются необходимые мероприятия, формируются организационные структуры социального партнёрства, утверждаются документы, регулирующие их деятельность, т.е. формируется технология социального партнёрства.

По – видимому несмотря на наличие общих интересов и понимание проблемы путь формирования системы социального партнёрства труден, и не всегда социальные партнёры готовы перейти от отдельных моментов взаимодействия к системе социального партнёрства.

Система действий по формированию и реализации концепции проектирования системы социального партнерства металлургического колледжа и Самарского металлургического завода заключается в следующем:

1. Провести анализ образовательной ситуации, вскрыть главные противоречия в практике обучения(выполнено).
2. Выявить социально – экономический заказ на образование со стороны металлургического завода.
3. Установить систему внешних связей колледжа, способную обеспечить реализацию концепции его развития.
4. Разработать основные подходы по обновлению образовательного процесса.
5. Составить программу научно - экспериментальной деятельности колледжа и металлургического завода. Для этого необходимо: сформулировать цель, задачи, объект, предмет исследования и его гипотезу, определить содержание и методы экспериментальной работы. определить сроки эксперимента, его конечные результаты. разработать программы, в которых решаются задачи организации и внедрения эксперимента (выполнено частично).

Создание модели социального партнёрства и механизма взаимодействия позволит:

- значительно сократить сроки адаптации выпускников колледжа на предприятии;
- повысить качество и уровень профессиональной подготовки специалистов, обеспечит их конкурентоспособность на рынке труда;
- применить в учебном процессе современное дорогостоящее оборудование, технологии, вычислительную технику, программные средства;
- привлечь к преподаванию квалифицированных специалистов с богатым производственным и жизненным опытом;
- повысить квалификацию преподавательского состава, качество методического материала в результате прохождения стажировок на предприятиях, являющихся заказчиками специалистов;
- получить дополнительное финансирование образовательного процесса в учебном заведении.

Основополагающей задачей взаимодействия среднего профессионального образования и производства должно стать обеспечение качества образования в соответствии с потребностями отраслей экономики с учётом международных стандартов в области образования; создание системы доступного, вариативного образования направленного на овладение знаниями и умениями, необходимыми для выполнения конкретной профессиональной деятельности. Осознание объективной тенденции совершенствования профессионального образования определяет стратегию развития Самарского металлургического колледжа, в основу которой положены идеи сотрудничества колледжа с производством, разработки модели и механизма социального партнёрства, его апробации и совершенствования.

Дальнейшее развитие подготовки специалистов среднего звена технического профиля для Самарского металлургического завода, ориентированного на высокие производственные технологии, требует решения ряда неотложных задач:

- определение кадровой потребности Самарского металлургического завода на текущий период и перспективу;
- расширение участия предприятия в организации практического обучения студентов с предоставлением материально – технической базы;
- организация стажировок преподавателей на заводе;
- участие ведущих специалистов металлургического завода в учебном процессе и повышение квалификации педагогических работников колледжа;
- расширение участия предприятия в формировании и деятельности попечительского совета, оказание спонсорской помощи колледжу в вопросах создания современной материально – технической базы;
- определение правовых аспектов и механизмов финансовых взаимоотношений колледжа и предприятия при организации целевой подготовки специалистов на контрактной основе;
- решение социальных вопросов закрепления выпускников колледжа на заводе;
- анализ содержания Государственных образовательных стандартов СПО по специальностям с учетом специфики предприятия и разработки требований работодателя.

Возможности социального партнерства безграничны и многоплановы. Их использование зависит от наличия в учреждении профессионального образования стратегии развития, мотивации педагогического коллектива на поиск и совершенствование форм партнерских отношений.


АВТОШКОЛА «АРГЫМАК и К»
Автошкола Аргымак
(727) 251-79-09
(701) 201-40-08

Алматинская область
Илийский район
пос. Отеген батыр
ул. З. Батталханова, 22